Уважаемые эксперты Агентства стратегических инициатив!

Данный раздел создан с целью оперативного информирования Вас о проводимых Правительством Курганской области и Фондом “Инвестиционное агентство Курганской области” (региональный оператор Центра «Мой бизнес») мероприятиях, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионе, работе общественных представителей АСИ и региональных экспертных групп.

Задать свой вопрос или направить предложения Вы можете по электронной почте: invest@invest45.ru

В Курганской области внедрен полный спектр мер поддержки (меры финансовой и нефинансовой поддержки), который возможен в рамках инвестиционного и бюджетного законодательства. Правовая база определяется законами № 54 «Об Инвестиционной политике Курганской области и № 505 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области», ряд аспектов регламентирован законодательством о поддержке промышленной и инновационной деятельности, законодательством о технопарках.

Следует выделить следующие направления.

Первый блок — меры, реализуемые в рамках системы поддержки малого и среднего производства Фондом микрофинансирования Курганской области.

Второй блок — налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, включая преференции для участников, СПИК.

В связи с внесением в 2018 году изменений в Налоговый кодекс, блокирующих для региона возможность применения льготы по налогу на прибыль после 2022 года, приняты дополнительные меры законодательного характера:
– внедрена гарантия стабильности налогового режима для ПИП (инвестору гарантируется существующий льготный налоговый режим как минимум до 2022 года);
– интегрированы новые классы ОКВЭД для привлечения инвестора в высокотехнологичные сектора;
– подготовлены изменения в части применения инвестиционного налогового вычета для участников ПИП с 2023 года (вместо льготной ставки по налогу на прибыль).

Также действует механизм изменения сроков уплаты налогов в форме инвестиционной налоговой льготы.

Отдельно следует выделить преференции для резидентов специализированной инвестиционной инфраструктуры региона — льготы по налогам на имущество и прибыль для резидентов ТОСЭР. В настоящее время создается сеть из 9 индустриальных парков, 5 из которых уже функционируют:

Курганский индустриальный парк

Курган-Энергомаш

Территория областного развития (ТОР)

Индустриальный парк «ШААЗ»

Варгашинский индустриальный парк

Третий блок — финансовая поддержка проектов (как на возвратной, так и безвозвратной основе). Это программы заемного финансирования Фонда микрофинансирования Курганской области, а также субсидии из областного бюджета резидентам технопарков, управляющим компаниям технопарков и индустриальных парков. 

Четвертый блок — имущественная поддержка. Успешно внедрен механизм предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов при реализации масштабных проектов.

Таким образом, инвестиционное законодательство региона находится в непрерывном развитии. Учитывая, что на федеральном уровне подготовлены пакеты законопроектов в части регулирования инвестиционной деятельности (о защите и поощрении капиталовложений, об унификации особых территориальных преференциальных режимов, а также взаимосвязанные изменения в налоговый и бюджетный кодексы), в ближайшее время потребуется провести анализ законодательства Курганской области на предмет корреляции с обновленной системой федерального законодательства. Прежде всего следует вести речь о востребованности налогового стимулирования, а также инфраструктурной поддержке.

Инвестиционный портал Курганской области — интернет-ресурс, созданный для представления инвестиционных возможностей региона. 

На Инвестиционном портале Курганской области размещены:
1) Инвестиционный раздел из стратегии социально-экономического развития Курганской области

Стратегия социально-экономического развития Курганской области

Индивидуальная программа социально-экономического развития;

2) Актуальный план объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры Курганской области;

3)Линии прямых обращений;

Описание последовательности действий, сведения о сроках рассмотрения (инфографика), 

Информация о поступивших и рассмотренных обращениях в 2022 году;

4) Регламент взаимодействия инвесторов с должностными лицами и органами власти Курганской области и органов местного самоуправления

Сопровождение по принципу «одного окна»;

Схема взаимодействия и сроки выполнения действий на каждом этапе.

5) Меры поддержки инвестиций и инвестиционных проектов с указанием размера финансирования (для финансовых мер)

Сведения о количестве инвесторов, воспользовавшихся мерой поддержки, за предыдущий год.

6) Линии прямых обращений для получения мер поддержки инвесторов и инвестиционных проектов

Пошаговая инструкция (инфографика);

7) Информация о планируемых и реализуемых на территории Курганской области инвестиционных проектах (по состоянию на конец предыдущего года);
8) Информация на Инвестиционном портале Курганской области представлена на четырёх языках: русский, английский, немецкий и китайский.

9) Инвестициорнная карта   с актуальной информацией о доступной инфраструктуре для размещения производственных и иных объектов инвесторов (государственные и частные: промышленные площадки, промышленные парки, технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития) объектах необходимой транспортной, энергетической, социальной инфраструктуры региона;

10) Инвестиционный портал Курганской области удобен для пользования с помощью смартфонов, мобильных телефонов, планшетов;

11) Актуальный новостной раздел;

12) Личный кабинет.

Дополнительно:

Истории успеха бизнеса Курганской области;

Инвестиционная декларация Курганской области;

— Информация о соответствии Инвестиционного портала Курганской области критериям качества специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации представлена в брошюре.

В Курганской области функции региональной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами осуществляет Фонд «Инвестиционное агентство Курганской области».

Фонд «Инвестиционное агентство Курганской области» является организацией, уполномоченной осуществлять функции регионального центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров

Фонд «Инвестиционное агентство Курганской области» предлагает более 50 мер поддержки, в том числе:
— предоставление льготного займа;
— предоставление поручительств по банковским кредитам и гарантиям, договорам займа и финансовой аренды (лизинга);
— субсидирование лизинга;
— муниципальные площадки для реализации проекта;
— содействие при оформлении земельных участков;
— содействие в доступе к инфраструктуре;
— взаимодействие с муниципальными образованиями при реализации инвестиционных проектов.

Полномочия Фонда «Инвестиционное агентство Курганской области» по сопровождению инвестиционных проектов по принципу «одного окна» установлены Постановлением Правительства Курганской области.

Регламентом работы Фонда «Инвестиционное агентство Курганской области» утверждены этапы и сроки оказания услуг. Для контроля за соблюдением Регламента вся информация заносится в CRM-систему.

Обратившийся в Фонд «Инвестиционное агентство Курганской области» предприниматель  на безвозмездной основе может получить комплексную услугу по сопровождению инвестиционного проекта, либо получает иные консультационные услуги по вопросам, связанным с инвестиционной деятельностью на территории Курганской области.

Для более оперативного и квалифицированного оказания услуг Фондом «Инвестиционное агентство Курганской области» заключаются соглашения о сотрудничестве с институтами развития, общественно-деловыми объединениями, кредитными организациями и т.п.

Особое внимание в Фонде «Инвестиционное агентство Курганской области» уделяется повышению уровня квалификации сотрудников. Ежегодно разрабатывается и реализуется план обучения, учитывающий текущие запросы инвесторов.

С ежегодным отчетом о деятельности Фонда «Инвестиционное агентство Курганской области» и иными документами, вы всегда можете ознакомиться на сайте Фонда «Инвестиционное агентство Курганской области»

В Курганской области региональным советом по улучшению инвестиционного климата является Совет по улучшению инвестиционного климата в Курганской области при Губернаторе Курганской области. Заседания Совета проводятся согласно утвержденному Плану на очередной год.

Все инициативы членов Совета, высказанные на заседаниях, находят свое отражение в решениях Совета и зафиксированы в его протоколах. Материалы Совета, аудиозаписи и протоколы заседаний, информация о выполнении решений Совета размещаются на Инвестиционном портале Курганской области.

Любой предприниматель может выдвинуть собственную инициативу для рассмотрения на заседании Совета. С этой целью в рамках сервиса «Линия прямых обращений» реализована функция «Предложить тему на Инвестиционный совет». 

В Курганской области канал прямой связи инвестора с руководством региона реализован на главной странице Инвестиционного портала Курганской области.

Инвестор может направить онлайн обращение в адрес Губернатора Курганской области, Правительства региона, профильного департамента.

Оператором выступает Фонд “Инвестиционное агентство Курганской области”. Регламентом Фонда установлен 10-ти дневный срок для рассмотрения обращений. В случае необходимости получения дополнительной информации, проведения совещаний, срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней с направлением соответствующего уведомления.

Все обращения заносятся в CRM-систему для осуществления контроля за соблюдением установленных сроков. Информация о количестве поступивших и рассмотренных обращений размещается на Инвестиционном портале Курганской области.

Оценка регулирующего воздействия (далее — ОРВ) проектов нормативных правовых актов и экспертиза нормативных правовых актов (далее — НПА) – процедура, направленная на оценку и выявление избыточных издержек для субъектов предпринимательской деятельности.

Целью ОРВ является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений различных групп и установления баланса интересов как на стадии подготовки проекта нормативного правового акта, так и на стадии экспертизы действующего государственного регулирования.

В ходе проведения ОРВ проводится оценка расходов (финансовых и временных), а также обязанностей, которые могут возникнуть у предпринимателей вследствие предложенного регулирования. Оценка проводится с учетом мнения представителей общественных организаций и представителей предпринимательского сообщества, чьи интересы затрагивает регулирование.

ОРВ в Курганской области проводится с 2014 года.

Так, за 2014-2020 годы публичные консультации проведены по 268 проектам НПА, в рамках которых получено порядка 30 предложений к проектам НПА,  в том числе от общественных организаций, представляющих интересы малого и среднего бизнеса, 13 из которых были учтены при доработке НПА.

Отчёты о проведении ОРВ проектов нормативных правовых актов Курганской области и экспертизы нормативных правовых актов Курганской  области доступны для ознакомления на официальном интернет-портале «Оценка регулирующего воздействия в Курганской  области».

Сотрудничество с организациями по вопросам проведения ОРВ реализовано путем подписания соглашений о взаимодействии. Всего заключено 11 соглашений.

Также в Курганской  области функционирует совещательный орган по определению приоритетных направлений развития организационного, правового и методического совершенствования в сфере ОРВ — Координационный совет по ОРВ. С информацией о проведении заседаний можно ознакомится на сайте

Протокол заседания Координационного совета по оценке регулирующего воздействия от 13.07.2021 г.(cкачать)